Пили бы баварское
Зверства фашистов в оккупированных городах СССР в 1941-1943 г.г
«Русские должны умереть, чтобы мы жили» — надпись мелом на школьной доске.
Коллективная фотография военнослужащих вермахта. Брянская область, 2 октября 1941.
Командующий 4-й танковой группой в составе группы армий «Север» генерал Эрих Гёпнер в своём приказе, зачитанном в ночь перед наступлением:
Война против России является важнейшей частью борьбы за существование германского народа… Эта борьба должна преследовать целью превратить в руины сегодняшнюю Россию, и поэтому она должна вестись с неслыханной жестокостью
Тела убитых мирных советских граждан в городе Борисов Минской области. Фото Федора Кислова
Рядовой вермахта Эмиль Гольц записал в дневнике 1941 года:
28 июня. На рассвете мы проехали Барановичи. Город разгромлен. Но ещё не всё сделано. По дороге от Мира до Столбцев мы разговаривали с населением языком пулеметов. Кровь, стоны, кровь и много трупов. Никакого сострадания мы не ощущали. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе. Надеюсь, что скоро сюда придут отряды СС и сделают то, что не успели сделать мы
Фото было опубликовано в газете «Красная звезда» №212, 8 сентября 1943 года. Снимок найден у взятого в плен немецкого солдата Людвига, служившего в одной из карательных частей 16-й немецкой армии. Фотографии лежали в бумажнике.
Барановичи были оккупированы в первые дни войны – 27 июня 1941 года. Так было практически в каждом советском городе, оккупированном нацистами. Поэтому — подробнее.
Из документов, сохранившимся в зональном городском архиве Барановичей:
В момент оккупации было полностью уничтожено и сожжено 15 кварталов города, преимущественно жилых домов, мастерских, торговых магазинов и складов, кроме того, в районах, прилегающих к уничтоженным и сожженным кварталам, по распоряжению немецких руководителей был снесен ряд домов и других сооружений. С первого дня немецкого господства и на протяжении трех лет не прекращались в городе и его окрестностях грабежи, издевательства, пытки, угон на каторжный труд в Германию, массовое уничтожение ни в чем не повинных граждан. По заранее намеченному плану была создана целая система концлагерей, тюрем и различных застенков. В центральной тюрьме города Барановичи заключенных били и пытали в течение круглых суток. Ежедневно от истязаний умирали 30–40 человек, кто оставался в живых, после истязаний и пыток возвращался в камеру неузнаваемым
Бывший заключенный Барановичской тюрьмы рассказывал:
Все находившиеся в заключении были покрыты вшами и рваной одеждой. Истощение дошло до такой степени, что мы были похожи на скелетов. Многие умирали, а которые не могли подниматься, их немцы подстреливали. За период моего заключения в тюрьме около двух лет только от инфекционных болезней умерло 17 тысяч человек
Тела мирных советских граждан, расстрелянных немецкими солдатами на 36-линии в Пролетарском районе Ростова-на-Дону, ноябрь-декабрь1941, автор неизвестен
Из показаний фигуранта дела «Шакалы» обер-ефрейтора Рихард Лангнер (документ №1 Меморандума по агентурному делу «Шакалы» 1-го лагерного отделения УПВИ МВД БА ССР, по состоянию на 22 января-1947 г, опубликован Центром общественных связей ФСБ России):
Я военнопленный Лангнер во всем вышеуказанном бесчинстве принимал активное участие…Меня не интересовали последствия, так как я считал, что русские являются низшей расой – рабами. Во время отступления нашего батальона от Витебска на Оршу по пути отступления мы сожгли все населенные пункты, все население угонялось на оборонительные работы, из которых множество погибало от бомбежки и артиллерийского огня. Поджоги населенных пунктов в большинстве случаев производились ночью, без предупреждения, если кто-либо из населения пытался спастись, их расстреливали. 550-м штрафным батальоном сожжено примерно 100–120 населенных пунктов. Непосредственно мною при помощи спичек было сожжено 10 домов. Во всех этих действиях я принимал активное участие и лично расстрелял много мирных жителей, которые сопротивлялись угону или отказывались идти на работы. Я также отбирал скот, вещи, продукты, а кто не хотел давать – расстреливал
1941 год
Карательные операции проводились на территории Белоруссии с самого начала и до конца оккупации и коснулись буквально всей её территории. Во время этих чудовищных акций было уничтожено более 5454 населённых пунктов республики.
За период оккупации нацистами были сожжены 9200 сёл и деревень, 5295 из них были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из 5295 деревень — 3% уничтожено в 1941 году, 16% — в 1942-м, 63% — в 1943-м, 18% — в 1944-м. Были разрушены и сожжены 209 городов и районных центров.
Тела мирных жителей, убитых немецкими солдатами во время отступления из Ржева..Фото Ольги Игнатович, март 1943
Багеровский ров близ Керчи. Местные жители оплакивают убитых нацистами. Фото Дмитрия Бальтерманца, февраль 1942. «Горе»
Фрагмент из «Акта Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях немцев в городе Керчи», представленного на Нюрнбергском процессе под названием «Документ СССР-63»:
Местом массовой казни гитлеровцы избрали противотанковый ров вблизи деревни Багерово, куда в течение трех дней автомашинами свозились целые семьи обреченных на смерть людей. По приходу Красной Армии в Керчь, в январе 1942 года, при обследовании Багеровского рва было обнаружено, что он на протяжении километра в длину, шириной в 4 метра, глубиной в 2 метра, был переполнен трупами женщин, детей, стариков и подростков. Возле рва были замерзшие лужи крови. Там же валялись детские шапочки, игрушки, ленточки, оторванные пуговицы, перчатки, бутылочки с сосками, ботиночки, галоши вместе с обрубками рук и ног и других частей тела. Все это было забрызгано кровью и мозгами. Фашистские негодяи расстреливали беззащитное население разрывными пулями…
В общей сложности в Багеровском рву было найдено около 7 тысяч трупов.
У Багеровского противотанкового рва. Фото Макса Альперта
Багеровский ров близ Керчи. Григорий Берман над телами жены и детей, Фото Евгения Халдея
Багеровский ров близ Керчи.
Багеровский ров близ Керчи.
Задокументированных свидетельств осознанных зверств не только СС, но и обычных солдат и офицеров вермахта — тысячи.
А вот эта табличка — из музея в городе Борисов.
Кто-то всерьез до сих пор мечтает о баварском в Баварии?
Пили бы баварское, говорите? Зверства фашистов в оккупированных городах СССР в 1941-1943 г.г
Александр Дюков, «За что сражались советские люди», М., 2007 г., издано в серии «Война и мы. Военное дело глазами гражданина»